5 октября ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ! Поздравляем наших выпускников, преподающих в школах и ВУЗах!

 
 
05.10.2021
 
 
Знай наших! ИВАН ГУЗЕНКО, выпускник 2002 года кафедры рационального природопользования. Сначала работал в бизнесе. С 2015 года Иван работает учителем географии в московской школе № 1741. Водит детей в походы по Северному Кавказу, Хибинам, Южному Уралу и Московской области. Организует летний лагерь «Летняя смена», ведёт уроки живой истории по Великой Отечественной Войне.
 
ИВАН ГУЗЕНКО:
 
Седьмой год тружусь в общеобразовательной школе учителем географии. Профессия для меня оказалась новой, но понятной и по сердцу. 
Постараюсь ответить на несколько вопросов, которые сам себе задам. Это мои личные наблюдения, и я конечно же не претендую на истину. 
 
Что такое школа? Школа - это маленькая модель мира. Школа - это место и время, когда ребёнок может на примере увидеть, как бывает, а взрослый может показать, как должно быть. Школа - это научиться понуждать себя к труду.
 
Что такое быть учителем? Быть учителем - это значит любить свой предмет в первую очередь. При этом, мне кажется, что предмет лишь оформляет общение учителя со школьниками, но самое главное происходит внутри - это общение как на уроке, так и после, в формате кружка или похода в горы, это ответы на вопросы, это личный пример и сопереживание, это аккуратно сделанные замечание и похвала. Здесь есть место и принуждению, когда мы осваиваем материал, и место для свободы и творчества, когда работаем над проектом или готовимся к дальней поездке.
 
Учитель должен постоянно учиться сам, не бояться современности и понимать контекст, в котором находятся его воспитанники. Ведь любого человека интересует решение одних и тех же жизненных проблем. А дети остро нуждаются в понятных примерах.
 
Как строить отношения с учениками? Честность - признавать свои ошибки, не врать, т.к. это видно со стороны и становится известным. Справедливость - обеспечить равные условия обучающимся, не давать списывать, оценивать знания не примешивать к ним отношения и эмоции. Поддержка - нужно не только указать на недочёты и ошибки, но и помочь  их исправить. А это значит, в следующий раз начать общение с чистого листа, именно тогда у ученика появляется возможность измениться.
 
Человечность - я тоже могу испытывать эмоции, расстроиться, волноваться, что-то забыть, и этим можно делиться. Всегда помнить, что разница между вами только в опыте и знаниях, здесь нет места взгляду с высоты и унижению собеседника.
 
Из всего этого у школьников слагаются доверие и симпатии к учителю, а потом и к предмету. 
 
Что самое сложное? Самое сложное - это соблюсти жизненный баланс между работой и семьёй - это очень важно, т.к., если дома всё хорошо, то и для дела всегда  найдутся силы.
 
Написал, прочитал и задумался - простые и понятные вещи. Стоит ли их проговаривать? Поздравляю всех учителей с праздником!
 
 
 
РАЗГОВОР О ВАЖНОМ
ИВАН ГУЗЕНКО, учитель географии
 
"Учительская газета", № 12 от 23 марта 2021 года
 
– Иван Сергеевич, вы сразу выбрали для себя преподавательскую стезю или были поиски?
 
– Я окончил географический факультет МГУ имени Ломоносова. По профессии начал работать не сразу. В начале 2000-х пробовал себя в бизнесе, потом работал в крупных коммерческих компаниях. Только спустя 15 лет после окончания университета я вернулся обратно в профессию, решив, что преподавание и обучение – это гораздо серьезнее и интереснее.
 
– Навыки, приобретенные в бизнесе, помогли в школе?
 
– Конечно. Я думаю, что любой человеческий опыт нам просто необходим, мы должны уметь применять его в жизни. Я был занят в сфере продаж, затем перешел в область системы образования. Тот опыт, который я получил в продажах, в бизнес-тренингах, использую и сейчас в работе.
 
Умение держаться перед аудиторией, правильно общаться с ней – эти навыки были мной освоены еще в Студенческом театре МГУ, где я играл. Полезными оказались опыт запоминания больших объемов текста, умение каждый раз проживать свой спектакль по-настоящему, заново (даже если играешь его уже несколько раз подряд). То же самое можно сказать и про уроки. Нужно научиться проживать их заново, даже если у тебя три класса подряд и у них один и тот же параграф. И уроки никогда не получаются одинаковыми.
 
– Чему учит школьный курс географии и какие навыки он прививает учащимся?
 
– География – очень разносторонняя дисциплина. В 5-6-х классах мы больше говорим о карте и даже учимся ее создавать. Этим навыком, конечно, вряд ли кто-то будет пользоваться в наш век цифровых технологий. Сейчас есть даже цифровые глобусы с большими возможностями для изучения Земли. Дальше уже происходят систематизация знаний, обобщение.
 
В XXI веке, как никогда за все время существования человечества, мы ощутили, что планета у нас одна, что ее надо беречь. Хозяйственная деятельность – это вершина всего курса географии. Не зря мы в старших классах изучаем сначала социально-экономическую географию России, а потом социально-экономическую географию мира.
 
Мы должны перейти от природных условий, ресурсов к их использованию и к тому, как этот характер использования менялся в течение нескольких столетий, какова динамика, откуда и куда мы идем, а главное – как мы должны это делать в будущем, чтобы не навредить нашей планете. Сформировать бережное отношение к ресурсам, к нашей планете – это, на мой взгляд, главная задача науки «география» в школе.
 
– Где и как выпускник школы сможет использовать полученные знания по предмету «География»?
 
– Наша страна является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, поэтому в этих сферах можно всегда найти себе работу. География как предмет требуется при поступлении в профильные вузы, связанные с нефтедобычей и использованием природных ресурсов.
 
Во всех сферах деятельности, связанных с хозяйственным освоением, экономикой, будут полезны знания по географии. На мой взгляд, экономисты – это люди, понимающие закономерности, по которым устраивается человеческое общество. А общество устраивает свое хозяйство, повышает его эффективность с учетом и ресурсной базы, и климатических условий, что позволяет сделать хозяйство страны более продуктивным.
 
– С какими сложностями сталкиваются ребята при изучении географии?
 
– Сложность носит скорее общий характер. Связано это с необходимостью научиться принуждать себя к труду, причем это касается любого предмета, не только географии. Самый главный навык, который дети должны получить, пройдя школу, – научиться себя принуждать. Вуз научит их самостоятельно образовываться. Но если ребенок не может себя заставить, то вуз ему уже не поможет. Именно школа должна привить любовь к труду и создать условия, в которых ученик сможет достичь результатов.
 
Предмет «География» тоже старается развивать эту способность через работу с контурными картами, и, наверное, здесь ученики встречают самое сильное внутреннее сопротивление. Пространственное представление взаимного расположения объектов на карте в масштабах всей планеты – одна из главных задач географии как учебного предмета. Есть понятие «ментальные карты» – это наша внутренняя пространственная модель представления о мире. География – это междисциплинарная наука. Она в себе совмещает и историю, и литературу, и математику, и физику, и химию.
 
География показывает, для чего все это нужно человеку на практике в его хозяйственной деятельности. Это важно, так как человек может мыслить и создавать какие-то идеи только тогда, когда он оперирует данными знаниями в своей голове, компьютерные технологии здесь не заменят человека. Поэтому я всегда говорю ученикам, что открытая энциклопедия не может мыслить, она может лишь предоставить вам информацию.
 
– Расскажите о ваших проектах в области внеурочной деятельности.
 
– Я реализую несколько проектов. Часть из них связаны с географией. Например, умение видеть на карте изогипсы. Изогипса – это линия равных высот, которая позволяет на карте увидеть изменения формы рельефа. Для того чтобы дети лучше понимали, как работать с картой, мы делаем макеты гор.
 
Еще есть проекты, которые носят просветительский характер. Они больше связаны с экономической географией, историей. Например, проект «Живая история», где я стараюсь сократить дистанцию между судьбоносными событиями нашей Родины и подрастающим поколением. Здесь моя задача – сделать интересной подачу материала, связать его с экономикой, историей. В этом мне помогает моя коллекция предметов материальной культуры различных эпох.
 
Когда история со страниц учебника переходит к нам в руки и мы можем прикоснуться к настоящим предметам прошлого, то рождается неподдельный интерес к судьбе своей страны. Важно, чтобы дети смотрели вам в глаза, видели этот огонек и могли также загореться этой памятью, вашим отношением. В деле воспитания данный опыт, полагаю, незаменим.
 
– Какой совет или наставление вы можете дать современным школьникам?
 
– Учитесь! Чем больше вы в этот период жизни впитаете в себя информации, тем больше возможностей у вас откроется в дальнейшем. Учитесь познавать информацию системно – урок за уроком, неделя за неделей, год за годом. Именно в систематизации знаний заключается настоящая сила школы.
 
Выбор профессии – это всегда сложно, какие-то профессии еще не появились, какие-то – исчезают, но вас это не должно смущать, так как хорошее образование подобно крепкому фундаменту, на котором вы потом построите такой дом, какой захотите, сможете освоить любимое дело.