Ко дню рождения академика К.К. МАРКОВА

 
 
22.05.2020

20 мая исполнилось 115 лет со дня рождения академика КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА МАРКОВА, одного из наиболее талантливых и разносторонних географов нашей страны, декана географического факультета (1945-1955), основателя кафедры палеогеографии (1947) и ее заведующего (1947-1978), основателя лаборатории новейших отложений и палеогеографии плейстоцена (1968). Его научные интересы были чрезвычайно широки: проблемы общей физической географии, палеогеография плейстоцена, геоморфология, география Мирового океана…

Талант, дерзание и широкий кругозор исследователя-аналитика, инициативность организатора науки, мастерство педагога и воспитателя научных кадров, искусство пропагандиста и популяризатора географических знаний, присущие Ученому и Учителю, оказавшему глубокое влияние на формирование поколений географов, снискали ему почетное место в когорте выдающихся людей нашей страны.

Фрагменты статьи Т.А. Яниной " Ученый и Учитель. Основоположник палеогеографической школы Московского университета Константин Константинович Марков (1905-1980)"

...Вернувшись после окончания школы в Петроград, в 1921 г. в возрасте 16 лет К. Марков поступил в Географический институт, который был образован в 1918 г. из Высших географических курсов. Ему был предоставлен один из пустовавших дворцов на р. Мойке. До этого самостоятельного специального географического
образования в России не было.
В 1925 г. институт был преобразован в географический факультет Ленинградского университета. Географический институт отличала атмосфера простоты, серьезности и гостеприимства. Его ректор А.Е. Ферсман, выдающийся российский минералог и геохимик, пригласил в качестве профессоров известных представителей различных отраслей науки, объединенных стремлением превратить студента в широко подготовленного географа-исследователя: Б.А. Федченко, А.А. Борисяк, Л.С. Берг, Ю.М. Шокальский, Г.Е. Грум-Гржимайло, А.А. Григорьев, В.Н. Сукачев — это лишь некоторые имена учителей Маркова.

По окончании географического факультета К. Марков был зачислен в аспирантуру при кафедре геоморфологии, где он стал работать под руководством одного из основоположников отечественной геоморфологии Якова Самойловича Эдельштейна, которого считал основным своим учителем. Одновременно он занимался преподаванием на кафедре и участвовал в работах Ленинградского геологического управления по изучению четвертичного периода.

Увлеченность изучением рельефа северо-запада Ленинградской области вылилась в организацию многолетнего плодотворного изучения этого региона. Как основную проблему исследований К.К. Марков поставил вопрос о происхождении ландшафтов и рельефа в четвертичном периоде. Для выполнения поставленной задачи им был выполнен большой объем полевых и лабораторных исследований в сочетании с освоением обширной литературы. Ему, просиживавшему ночи напролет за изучением научных источников, принадлежит шуточный афоризм «За ночь можно прочитать столько книг, сколько можно их поднять».

Работы были обобщены К.К. Марковым в его известной монографии «Развитие рельефа северо-западной части Ленинградской области», увидевшей свет в 1931 году.
Существенным методологическим достижением было обращение исследователя к количественно-аналитическим методам, к коим он привлек варвометрию
(геохронологическое изучение ленточных глин), пыльцевой и диатомовый анализы. Применение этого комплекса анализов позволило К.К. Маркову реконструировать природные обстановки эпох возникновения и развития форм рельефа, уточнить их генезис и определить возраст. Им были выработаны принципиально новые представления о динамике материкового оледенения и эволюции послеледниковых водоемов, завершившейся образованием современного Балтийского моря. Эта книга и ныне служит настольной для всех исследователей древнеледниковых областей, их геоморфологии, палеогеографии и стратиграфии. В 1934 г. свой труд о развитии рельефа северо-западной части Ленинградской области К.К. Марков представил в качестве докторской диссертации, минуя защиту кандидатской. Подчеркнем, что автору диссертации не исполнилось и тридцати лет.

Особое значение для пополнения геоморфологических и палеогеографических знаний К.К. Маркова имела Памирская экспедиция АН СССР 1932 и 1933 гг., в составе
которой он пересек Памирское нагорье с востока на запад, побывал на берегах озера Каракуль, на леднике Федченко, проводил наблюдения над современными гляциальными процессами и фиксировав проявления древнего оледенения.

...Состоялся переезд Академии наук из Ленинграда в Москву. В 1935 г. К.К. Марков стал сотрудником Института геоморфологии АН СССР, который также перебрался в
столицу. В 1937 г. семья Марковых решилась на переезд. В Институте географии, в который был преобразован Институт геоморфологии, К.К. Марков стал заведовать отделом геоморфологии, где возглавил большую коллективную работу по геоморфологическому районированию. Ее итогом стал выпуск карты геоморфологических районов СССР с сопроводительным текстом в виде отдельной монографии. С осени 1937 г. К.К. Марков стал в качестве совместителя читать лекции в МГУ на географическом факультете.

В 1938 г. Марков участвовал в экспедиции на остров Врангеля, где обогатил свои научные впечатления знакомством с новыми для него природными явлениями. Организация экспедиции была связана с курьезом — полярники с острова сообщили в Академию наук о находке останков хорошо сохранившегося мамонта, на деле оказавшегося тушей кита. «Если бы не “утка”, взрастившая кита, долго бы пришлось острову ждать географо-геологического изучения», шутил К.К. Марков. На острове им были сделаны палеогеографические и геоморфологические наблюдения и вывод: остров-обломок более обширной суши — Берингии.

Грянула Великая Отечественная война. Как участник Тянь-Шаньской экспедиции, К.К. Марков в августе выехал на работу в Алма-Ату. Туда же был эвакуирован Институт географии. Возвращение в Москву состоялось в апреле 1942 г. К.К. Марков работал над географическими характеристиками фронтов с оценкой наземной проходимости в комиссии, созданной А.Е. Ферсманом по геолого-географическому обслуживанию Красной армии. В 1942 г. он разработал лекционный курс «Военная география», который читал на географическом факультете МГУ. В 1944 г. Марков оказался на Карельском фронте в составе инженерных войск. Его работа на фронте заключалась в основном в составлении «карт проходимости». Вернулся в Москву с благодарностью начальника штаба.

...Оставив Институт географии, К.К. Марков полностью переключился на работу в МГУ имени М.В. Ломоносова, где стал профессором. В этом же году он принял предложение общественности географического факультета стать его ДЕКАНОМ. Ядро факультета составляли профессора А.С. Барков, Б.Ф. Добрынин, И.С. Щукин, Н.Н. Баранский, И.А. Витвер, к которым Марков относился с глубочайшим уважением. Под его руководством началась реорганизация географического факультета, главной задачей которой К.К. Марков видел превращение факультета в лидера географического образования в стране. В первый послевоенный год факультет имел кафедры: общего землеведения, физической географии СССР, физической географии материков (физико-географическое направление); экономической географии СССР и экономической географии зарубежных стран (экономико-географическое направление), а также кафедры картографии и гидрологии. Факультет располагался на одном этаже в здании на Моховой.

При руководстве и по инициативе К.К. Маркова были открыты новые кафедры: геоморфологии, климатологии, географии почв, ботанической географии, океанологии, палеогеографии, руководителями которых стали (соответственно) И.С. Щукин, Б.П. Алисов, И.П. Герасимов, В.Н. Сукачев, А.Д. Добровольский и К.К. Марков. Факультет стал, по выражению Маркова, «районным и компонентным». Создание новой структуры факультета отвечало, по его мнению, потребностям страны, нуждающейся в специалистах для изучения отдельных компонентов географической оболочки.

В 1945 г. была организована и учебная полевая станция в Красновидово Московской области, прохождение практики на ней стало обязательной частью учебного плана факультета. Был организован и второй вид практики – дальней, на Кавказ и в Хибины.
В Хибинах была также создана учебная станция, несколько позже Г.К. Тушинским была организована станция на Кавказе. Третий и четвертый годы обучения студентов сопровождались производственными практиками. Такова была структура факультета, созданная К.К. Марковым. В таком виде она существует в основном и ныне.
На фоне создания новых кафедр были организованы комплексные экспедиции — Восточно-Сибирская и Центрально-Черноземная, целью которых была связь различных кафедр единой задачей. По инициативе К.К. Маркова был создан и Московский филиал Всесоюзного географического общества, первым председателем которого стал И.Д. Папанин. Он стал трибуной для широкого обсуждения географических проблем.

В 1948 г. руководством страны было принято решение о строительстве нового здания университета на Ленинских горах. Предусматривалось строительство и географического факультета. Вместе с огромной радостью и воодушевлением, которые испытывал коллектив факультета, на него легла двойная нагрузка: работа на современный и на будущий факультеты. В 1953 г. здание университета было открыто. На географическом факультете под руководством К.К. Маркова было создано 22 лаборатории, много кабинетов, укомплектована обширная библиотека. С окончанием строительства факультета на Ленинских горах Константин Константинович счел свою миссию декана выполненной.

Несмотря на колоссальную предварительную подготовку к переезду факультета в новое здание, будучи деканом, К.К. Марков разработал два оригинальных курса «Основные проблемы геоморфологии» и «Палеогеография», издав капитальные научные труды под этим же названием. О первом из них сказано выше. Книга «Палеогеография» вышла в 1954 г. В ней ученый развил идею о необходимости географической интерпретации истории развития Земли. В доступной форме им изложены общие закономерности развития географической среды, вопросы\ происхождения атмосферы, изменений климата, динамики географической зональности. Второе издание книга увидела в 1960 г. Живой интерес как студентов, так и исследователей – естествоиспытателей природы, вызывает этот труд и в наши дни. Замыслы Маркова о создании специального курса по палеогеографии четвертичного периода частично воплотились в книге «Очерки по географии четвертичного периода», изданной в 1955г. Полномочия декана К.К. Марков сложил в 1955 г.

После ухода с должности декана он принял участие в трех Антарктических экспедициях (1955–1958).
... В своих воспоминаниях Марков отмечает, прежде всего, поразившую его четко выраженную зональность океана, наблюдавшуюся как по внешним признакам (волнение, ветры, облачность), так и по результатам инструментальных наблюдений.

Феномен шестого континента имеет общеземное значение как яркий показатель полярной асимметрии Земли, а географические особенности Антарктиды оказывают большое влияние на природную среду всей нашей планеты. Эта мысль К.К. Маркова проходит через все его работы по Антарктике. Результатом стали обобщающие труды, созданные по инициативе и при активном участии Маркова, «География Антарктиды» (1968) и «Атлас Антарктиды (1970), за который коллективу авторов была присуждена Государственная премия. А книга "Путешествие в Антарктиду", целевой аудиторией которой автор видел молодое поколение, приобрела огромную популярность.

Участие в морских экспедиционных работах во время плавания в Антарктиду и в рейсе на научно-исследовательском судне «Академик Курчатов» вызвало у ученого глубокий интерес к географии Мирового океана. Он выдвинул новые представления о зональной структуре океана и выступил с инициативой о создании новой географии Мирового океана, обобщающей научные представления о нем как о целостной системе и части биосферы. Идеи К.К. Маркова воплощены в монографии «География Мирового океана», содержащей шесть томов. В этом грандиозном труде Марков не только воплотил свои идеи о планетарном единстве географической оболочки, но и дал представление о Мировом океане как целостной системе.

Одним из главных направлений научной деятельности К.К. Маркова в течение всей его жизни была палеогеография, в основном — палеогеография последнего геологического периода — плейстоцена. «Палеогеография для науки, изучающей современную природу, — ключ к последней, и в этом ее значение».
Марков считал, что географу важнее всего знать историю новейшего периода, четвертичного, или плейстоцена. В 1947 г. по инициативе Маркова в МГУ открыта кафедра палеогеографии, преобразованная в 1959 г. в кафедру общего землеведения, а в 1968 г. — в кафедру общей физической географии и палеогеографии. К.К. Марков заведовал этой кафедрой.

...Он был умным, широко и глубоко образованным ученым, жизнь которого проходила в упорном труде, в исканиях, инициативах. Многие, знавшие К.К. Маркова, помнят его удивительную учтивость и «аристократизм» в общении с людьми, его изучающие глаза, прямо устремленные на собеседника. И в то же время он мог быть резким и нетерпимым по отношению к отдельным лицам, которые оказывались не на высоте по своим человеческим качествам или научной недобросовестности.

...Велика роль К.К. Маркова как наставника и воспитателя целой плеяды географов. Помимо большого числа студентов, им подготовлено 120 кандидатов и докторов наук. Опубликованы более 400 научных работ, в том числе 32 монографии и оригинальные учебники. Те, кто прошел «марковскую школу», в своих научных разработках применяют особый подход к анализу природных объектов и процессов, развивая представления, выдвинутые своим учителем.

18 сентября 1980 г. после тяжелой болезни К.К. Марков скончался. Спустя много лет масштабность многосторонней деятельности этого выдающегося ученого видится еще ярче. Марков впервые утвердил палеогеографию как неотъемлемую часть системы географических наук. Идеи и мысли, высказанные им в печатных трудах и докладах, подмеченные им закономерности в развитии природы плейстоцена, захватывают и увлекают ученых глубиной и актуальностью, они продолжают жить, способствуя развитию науки.
Созданный им коллектив палеогеографов, включающий ученых-диномышленников и учеников К.К. Маркова, успешно продолжает решать начатые им проблемы на Географическом факультете МГУ.

Константин Константинович Марков награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени; золотой медалью П.П. Семенова-Тянь-Шанского (за монографию «Палеогеография»), золотой медалью ВДНХ СССР (как инициатор создания и главный редактор монографии «География Мирового океана»). Он Лауреат Государственной премии СССР (за создание «Атласа Антарктиды»), дважды Лауреат Ломоносовской премии МГУ (за работу «Четвертичный период» и за цикл работ по опорным разрезам новейших отложений территории СССР). Имеет благодарность от Президиума АН СССР, Министерства высшего и среднего специального образования, Штаба инженерных войск Карельского фронта. Он почетный член Русского Географического общества, почетный член Польского и Хорватского географических обществ, почетный доктор Лодзинского университета. В 1965 г. К.К. Маркову присвоено звание Заслуженный деятель науки РСФСР; в 1970 г. он избран АКАДЕМИКОМ АН СССР.

Т.А. ЯНИНА, зав. НИЛ новейших отложений и палеогеографии плейстоцена

http://www.geogr.msu.ru/upload/news/Yanina_Markov_2020.pdf
 

Полная версия статьи опубликована в книге «Судьбы творцов российской науки и культуры

/ Под ред. С. Т. Главацкий, А. В. Сурин. — Т. 4. —

Полиграф сервис Москва, 2018. — С. 221–236