ПРАЗДНИКУ ГЕИ 50 ЛЕТ! ЧАСТЬ 5

 
 
05.11.2021
 
ПРАЗДНИКИ ГЕИ в 1981 и 1982 годах
 
ГЕЯ-1981 (выпуск-1985)
 
ВЯЧЕСЛАВ ШВЫДКИЙ, выпускник 1985 года кафедры гидрологии суши, с.н.с. Института биохимической физики РАН, кандидат химических наук:
Практика в Сатино... Что она для нас значила? Проверка своих сил, соответствие выбранной специальности чаяниям души, да и просто, прекрасное время общения, совместных маршрутов, веселых мероприятий. Один праздник ГЕИ чего стоит! Удивительно, но за 40 прошедших лет этот термин неузнаваемо изменился, стал выражением соцменьшинств. Но тогда мы об этом не подозревали, и праздник удался на все 100%, без всякой оглядки на будущие трансформации.
 
Я помню энтузиазм, с которым готовили это событие, лагерь разбился на фракции. Основные были «КРЕМНИ» (ядро из рабфаковцев с лидером Борисом Загаловым) и партия «ГОЛОЙ НОГИ» с лидером Андреем Ворониным. Соревнования были нешуточнымии и искрящимися юмором и творческими находками.
На всеобщем голосовании победил АНДРЕЙ ВОРОНИН. Он и стал главным «Геем». Но в целом, победила дружба!
 
Глядя на фотографии тех дней, вновь встречаешься с молодостью, юношеским задором. Сразу на ум приходит песня Градского «Как молоды мы были…». Сатино и праздник ГЕИ стали частью всеобщего Счастья учебы на Геофаке МГУ.
 
ТАТЬЯНА КАДЫШЕВСКАЯ-РЫБНИКОВА, выпускница кафедры физической географии зарубежных стран:
А вот кто-то помнит, что наш предвыборный сценарий назывался СКАНДАЛ НА ОЛИМПЕ? Я его писала в жанре диффамации: как на Олимпе якобы опозорился кандидат от Голой Ноги.... Интересно, музыку Рыбникова мы там использовали?
 
        
 
ГЕЯ-1982 (выпуск-1986)
 
ЕЛЕНА АНАНЬЕВА, выпускница 1986 года кафедры геоморфологии, ведущий редактор в Издательской группе Эксмо:
 
Какие были ПАРТИИ:
 
"БЕЛОМОРЫ" — кандидат Евгений Оселедько (центровые фигуры Лена Крайнова, Аня Ряполова, Юля Иващенко, Саша Ганюшкин, Милена Долголетова, Жора Ушаков, Оля Алаева, Катя Орлова, Марина Худолей, Коля Молотков)
 
"ФРОНТ ОТПОРА НАПОРУ" (ФОН) – кандидат Владимир Осычный
 
"ОРДЕН ПРИЗНАВШИХСЯ" - кандидат Владимир Гриб, носивший партийное имя ЧЕЛОВЕК, УБИВШИЙ МАМОНТА (среди фронтменов Влад Шулькевич).
 
"АЛЬЯНС-24" (по номеру палатки)— продавали свои голоса.
 
ЕВГЕНИЙ ОСЕЛЕДЬКО, выпускник 1986 года кафедры гидрологии суши:
Вспоминаются Осенев и Кечин (не помню точно, у кого из них была толстовка с символикой Rolling Stones - красный язык). У них был свой электорат, но незначительный. Они пытались продать свои голоса. Ну точно, как в современном политобществе.
 
"ТРИО НЕПРИСОЕДИНИВШИХСЯ" - Лена Ананьева, Лана Мирнова, Сергей Шварев, которые потом после съезда поддержали "СОЮЗ 23 ИЮЛЯ". Писали всякие агитки.
 
"Убили! Мамонта убили! А ведь и он хотел дышать!
 Дубина ГрИба опустилась и мамонту не убежать...
О, Гриб! О, сжалься, - нет, напрасен животного предсмертный стон,
Гриб не по правилам сражался и для него ничто - закон!
Географ, где же ваша вера, 
Ты Альма-Матер позабыл,
Коль в Боги прочишь браконьера? 
Где ж видано, чтоб Гей иль Гея с природой были не дружны? 
Теперь же в Геи и злодея?? Восстаньте верные сыны! 
Ведь браконьер живёт так близко,
Чего ж ты медлишь, друг Ставиский?
 
"СОЮЗ 23 ИЮЛЯ" — объединенная партия для противостояния мощным "БЕЛОМОРАМ". Была выбрана персона, которая устраивала всех и была воплощением всего хорошего — ИРА ПЕТКЕВИЧУС (ныне Назарова), а ее рыцарем был СЕРГЕЙ ГУРОВ. Ну, они и выиграли.
 
Перед выборами приехали засланные казачки - «Старшая агитбригада» и украли всех кандидатов. 
 
ЕВГЕНИЙ ОСЕЛЕДЬКО:
«Сам праздник в целом не помню. Однако, накануне вечером-ночью, я был на пойме, как и некоторые другие. Со временем, люди потихоньку уходили спать, и я один из наших остался у костра в кругу старшекурсников, которые подъехали на ГЕЮ...
Слово за слово и вдруг они толпой налетели и реально связали меня!!! На мой вопрос, мне было сказано, что так они хотят устранить меня от выборов...
Не помню как, но удалось найти аргументы, чтобы они меня отпустили. Осталось в тайне - что же это было на самом деле?..»
 
ОЛЬГА АЛАЕВА (КЕЧИНА), выпускница 1986 года кафедры капиталистических и развивающихся стран:
«Я помню, как мы с Катюшей Орловой поддерживали и боролись за Женю Оселедько! Как тигры! Было очень здорово и весело, Женя был шикарен в белой простыне. Мы шли к победе, и Женю не выбрали только потому, что жюри решило, что ГЕЯ – женщина».
 
СЕРГЕЙ ЛЫКОВ, выпускник 1982 года кафедры экономической географии СССР:
Защита дипломов и госэкзамены позади. 1982 год. Скоро все разлетимся по просторам Родины, нашего любимого СССР. В Сатино-78 у нас сложилась компания из 8 друзей, когда жили в одной палатке номер 45. Решили прощальный слёт провести в родном Сатино. Денька 2-3. Попали как раз на праздник ГЕИ. Жили в палатках на противоположном берегу от лагеря. 
 
Вечерком накануне праздника ГЕИ, после шашлычков, порешили внести что-то новое в церемонию. Не помню, кто предложил, но согласились все. (От Геограда: В эти же дни в Сатино на ГЕЮ приехали несколько человек факультетской агитбригады, которым очень захотелось вмешаться в ход праздника, т.к. он им показался вялым. Идея принадлежала Гоше Васильеву).
 
Суть предложения - ночью выкрасть всех кандидатов, спрятать их в разных местах полигона, примерно равноудалённых. Затем нанеся на карты местонахождение украденных, предложить с утра командам конкурс: как можно быстрей найти своих кандидатов, дабы заработать допбаллы. 
 
Исполнение идеи, конечно, оказалось сложнее. Кандидаты были испуганы. Ночевать непонятно где и под присмотром старшекурсников. Но вот настало утро выборов ГЕИ. А в лагере ни одного кандидата нет. Тут-то мы с Юрой Агеевым и объявляем "свежий" конкурс (см. фото). До сих пор не уверен, что по отношению к девушкам корректно было без их согласия так действовать. Наверное, поэтому нас и прозвали ГРУППОЙ ТЕРРОРА. Но вроде всё прошло очень весело и с новизной. 
 
 
ЕКАТЕРИНА ЛАПТЕВА, выпускница 1986 года кафедры геодезии и картографии, научный сотрудник Музея землеведения МГУ:
 
К традиционному празднику ГЕИ на практике в Сатино после первого курса мы относились, как к чему-то обязательному, что нельзя пропустить. Мы знали, что этот день должен быть отмечен, должна быть выбрана девочка – символическая богиня Земли – ГЕЯ, но в прошлые годы, вроде, основная предвыборная борьба проходила между кандидатами мужского пола и даже, кажется, выбирали бога, а не богиню… 
 
Интернета и соцсетей тогда не было, но фотографии после практик мы распечатывали очень быстро в факультетской фотолаборатории и дома, поэтому кое-какие фотографии появлялись в поле зрения. На них были запечатлены шествия и неясные силуэты в белых тогах-простынях в венках или без венков.
 
Я и не предполагала, что главное – это не, кого выберут, и не сам День Земли, а интрига предвыборной кампании. В то лето мы дружно ходили в клуб и единогласно выбирали ОДНОГО кандидата в руководители нашей страны. Ни о каких дебатах или самовыдвиженцах и разных партиях мы и слыхом не слыхали. Как же тогда получилось то, что так меня поразило в середине июля 1982 года?! 
 
В то лето я была потрясена новыми песнями, которые пели и в нашей палатке Лана Мирнова и Лена Ананьева, и в других палатках, и на пойме. Я записывала их в блокнот. Мои воспоминания о празднике ГЕИ я так же записала в этот блокнот среди песен и аккордов сразу, когда вернулась в Москву в сентябре. Поэтому моё описание событий основано на фактах, но, к сожалению, хронология иногда нарушена. Пусть простят меня друзья, которые помнят лучше и могут дополнить недостающие детали.
 
Итак, предвыборная кампания должна была начаться, и она началась. Но пока без большого азарта и вялотекуще по вечерам и между занятиями. Первым в кандидаты был выдвинут лидер партии "БЕЛОМОРЫ" прекрасный кудрявый, как Зевс, Женя Оселедько. Он тихонько наигрывал на гитаре и распевал шуточную песенку про страусёнка комического под солнцем тропическим и под пальмой на чёрном бугре. Это представлялось не очень серьёзным, партия ничего грандиозного не обещала, а её сторонники только посиживали в курилках и радовались жизни. Девочки и мальчики были известные участники Агитбригады географического факультета – прекрасные артисты и любимцы публики. Они кричали: «О, гений, гений наш Евгений!», и это была первая замечательная речёвка или девиз партии, которая положила начало остальным. Женя, кажется, даже стал появляться в белой тоге и в венке, так что образ будущего бога сложился.
 
Но выбор мальчика вместо богини устраивал не всех. Появилась партия "НЕПРИСОЕДИНИВШИХСЯ" с девизом: «ГЕЯ! Только ГЕЯ!» Девочки из моей палатки – мои любимые певуньи - Лана и Лена, а также их преданные поклонники Серёжа Шварёв, Серёжа Минаев, Коля Горбань и др. вдруг спели новую песню протеста против курения, расслабухи и тоски (на мотив всем известной песни «На далёкой Амазонке не бывал я никогда»):
 
«На далёком Беломорье не бывал я никогда,
Никогда туда не ходят быстроходные суда.
Беломорканал отличный, но попробуй доплыви!
Ведь на нём окурков тыща – застревают на мели!
Ах фауна! Ах, флора! Ах, бедная среда!
Дымком от Беломора заражена до дна!
И только лишь Союзом тебя убережём!
Да будет Экология! Да будет хорошо!
...……»
 
Песня партии "НЕПРИСОЕДИНИВШИХСЯ" была обидная, но она послужила мощным сигналом к объединению уже зарождавшихся новых партий. А партий постепенно и стало как-то многовато, большинство электората растерялось. Наверное, разговоры о выборах велись в каждой палатке, где выдвигались свои кандидаты. Но это было незаметно и неожиданно. Почти каждый день в течение двух недель появлялись новые группировки.
 
Еще один кандидат назывался ЗЕВС (Слава Шаргин) и чем-то был похож на Беломора. «Где выбор?» - думал электорат.
 
Партия ФОН - "ФРОНТ ОТПОРА НАПОРУ" – выдвинула Володю Осычного. Их пропагандистская песня звучала на мотив «О! О! О! Аризона! Нет места в мире краше…»:
«О Фронт отпора напору!
Наш кандидат всех краше!
О Фронт отпора напору!
Вова – надежда наша!».
 
Серёжа Попов, Петя Голубничий, Витя Булаев, Саша Хольнов, Коля Гераймович и Коля Черкасов, чтобы не оказаться в стороне и заявить о своих идеалах, объединились в партию БСП (я забыла, как это расшифровывается). Чисто мужская партия! Их кандидатом стал Петя Голубничий – высокий и стройный, как тополь. Здесь угадывалась непримиримость мужской половины курса и нежелание идти на поводу легкомысленных фанатов-девчонок.
 
Восточные люди Султан Султанов и Насир Махмудов везде доказывали, что выбирать надо ГЕЮ: «Джигит всегда уступит место женщине!».
 
Появилась даже "ПАРТИЯ АБСОЛЮТНОГО БОЛЬШИНСТВА" в лице Андрея Угарова. Он тоже был за выбор ГЕИ-девушки и, хотя был очень молчаливым, внушал уважение своим личным мнением.
 
Однажды рано утром на каждой дощечке, висевшей у входа всех палаток, появились фотографии Володи Гриба. Он обаятельно улыбался со всех шести фотографий, которые были наклеены на каждую дощечку! Это было сногсшибательно, потому что непонятно, как был сделан такой объём агитационной работы! Володя стал кандидатом "ОРДЕНА ПРИЗНАВШИХСЯ" и носил партийное имя "ЧЕЛОВЕК, УБИВШИЙ МАМОНТА". Он действительно был сильным, в нашей бригаде только он мог выкапывать и закапывать почвенные разрезы. А это очень тяжело! Партии Неприсоединившихся тут же отреагировала возгласом: «Убили мамонта! Убили!».
 
Элитная партия "АЛЬЯНС-24" (по номеру палатки) среди этого обилия кандидатов цинично заявляла: «Кто больше нам заплатит, за того мы и отдадим наши голоса». А голосов было шесть – Миша Алексеев, Дима Широков, Дима Ведев, Илюша Кечин, Серёжа Осенев и Серёжа Анненков.
 
Наконец, когда появилась "ПАРТИЯ АНАРХИСТОВ" с девизом «Каждый сам себе ГЕЙ!», а партия БСП стала угрожать белым террором и давкой на праздничной дискотеке, наш комиссар  - огромный гидролог Андрей Христофоров рявкнул: «Если будут беспорядки, то Геем буду Я!». Стало страшно и безысходно.
 
И вот, в один прекрасный день после обеда к нам в палатку с несвойственным ему серьёзным видом зашёл Серёжа Шведов и сказал, что ему надо посоветоваться. Я знаю, что так он обошёл большинство девчоночьих палаток, чтобы выяснить, какая девочка не вызывает у остальных зависти или ревности. Он объяснил, что для победы, надо объединить партии и предложил несколько кандидаток. Вот и всё. Наступил последний день перед выборами – День тишины. Но была ещё ночь!!!
 
В ту ночь 23 июля я дежурила в штабном вагончике. Я не сомкнула глаз, и казалось, что и ветка не шелохнётся в лагере. Ночь прошла очень спокойно, никто не бродил, не отбивал набеги местной шпаны, не гулял, потому что все уже устали. Так мне казалось. Когда взошло солнце, я взглянула на радиорубку, чтобы услышать в 7 часов утра ежедневную ненавистную «Утреннюю зарядку» Высоцкого, и увидела огромный плакат во всю ширину торца Камералки: "СОЮЗ 23 ИЮЛЯ". Эта тайна остаётся для меня не раскрытой по сей день – как так тихо и незаметно можно было нарисовать и повесить этот плакат! «Мы победим!» - подумала я.
 
После ужина в столовой была поставлена урна для голосования. К дверям столовой выстроились две совершенно одинаковые нарядные очереди – за "БЕЛОМОРОВ" и за "СОЮЗ 23 ИЮЛЯ". Было очень весело и тревожно. Помню, как Тома Лень по-украински стала насмехаться над земляком и своим будущим мужем Володей Осычным за то, что он встал не в ту очередь, хотя его партия ФОН объединилась с "СОЮЗОМ 23 ИЮЛЯ". Правда, я не помню, перешёл ли Володя в нашу вереницу, но "СОЮЗ" победил с крохотным перевесом голосов. 
 
Сразу после объявления результатов наша ГЕЯ – Иришка ПЕТКЕВИЧУС была поднята на плечи её рыцарем Серёжей Гуровым и торжественно внесена в камералку, где была праздничная дискотека, и обещанная давка, и споры, и веселье…
 
Вот только жаль, что ничего подобного больше не было. Были волшебные и не менее эмоциональные картошка и практики после 2-го курса, и любовь и страсти на 3-м курсе, и дружба до 5-го курса на всю оставшуюся жизнь... но таких интриг и кипучих событий среди практики и зачётов больше не было! Неужели у современных студентов-географов нет праздника матери-Земли ГЕИ?! Нету! Я с 2000 года езжу в Сатино вести практику по топографии и вижу, как забывается этот праздник. Но мы будем помнить свою ГЕЮ!
 
 
ГЕЯ в 1981 году (выпуск-1985). Предвыборная борьба. Кандидат от партии "Голой ноги" - Андрей Воронин - выступает перед электоратом. Кстати, он же и победил остальных претендентов.
 
Сатино-1981 (выпуск-1985). Конкурсное жюри на празднике Геи. В центре - Юрий Свентек. Чиркова Таня, Дворцов Сергей, Леошкина Маша, Наташа Гусева. На заднем плане Спиридонова Маша и Плющева Женя.
 
Сатино-1981 (выпуск-1985). Праздник богини Геи. Благодарные зрители.
 
Сатин-1981 (выпуск-1985). Праздник богини Геи. Два лидера. Слева - Борис Загалов (партия "Кремни"), справа - Андрей Воронин ("Партия голой ноги").
 
ГЕЯ в 1981 году (выпуск-1985). Таня Кадышевская, Котляров Игорь и Татьяна Попонина (Аристархова).
 
Сатино-1981 (выпуск-1985). Праздник богини Геи. Победитель - Андрей Воронин (Партия "Голой ноги")
 
ГЕЯ в 1982 году (выпуск-1986). Кандидатка от партии "Союз 23 июля" Ира Петкевичус (Назарова) и её рыцарь Сергей Гуров. Они же и победили.
 
ГЕЯ в 1982 году (выпуск-1986). Женя Оселедько - кандидат от партии "БЕЛОМОРЫ"
 
ГЕЯ в 1982 году (выпуск-1986). "Группа террора" (слева направо): Сергей Лыков, Коля Слука и Сергей Дмитриев.
 
ГЕЯ в 1982 году (выпуск-1986). Захваченные "группой террора" кандидаты в ГЕИ: Володя Осычный (слева), Ира Петкевичус и Женя Оселедько.
 
ГЕЯ в 1982 году (выпуск-1986). Программа команды "Беломоры"
 
ГЕЯ в 1982 году (выпуск-1986). Торжественное шеАнаньеваствие. На руках несут победившую Иру Петкевичус. Справа - Лена Ананьева