ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ НИКУЛИНА

 
 
21.06.2020

Женя Никулин и дочка его Маришанечка. 4 декабря 1989 года

От БОРИСА ИТКИНА:

Никаких хороших слов не хватит, чтобы описать Евгения Ивановича. Он мгновенно располагал к себе. И мгновенно приковывал к себе внимание собеседника, группы или зала с сотнями зрителей. Что-то исходило от него очень авторитетное и вместе с тем доброе, отеческое. И мне хочется верить, что когда придет и мой час, Женя будет стоять позади Апостола Петра и замолвит словечко, шепнув тому: "Этот нашенский".

Видео: Памяти Евгения Ивановича. Последний аккорд... 19 ноября 2019 года - https://youtu.be/2InmEQ2Mo4w

 

От МАРИИ СУШИНЦЕВОЙ:

Годы моей учёбы на Геофаке МГУ были окрашены чудесными красками-личностями, такими как Евгений Никулин, хоть тогда тесной дружбы с ним не было. Выпускник кафедры экономической географии СССР (1974 г.) он всегда активнейшим образом не просто участвовал в "художественной самодеятельности" Геофака, он был олицетворением творческой атмосферы, которая всегда была важнейшей, яркой стороной жизни Геофака. Он был неким Батей нашей творческой молодёжи. Прошёл армию, флот! География – наука обо всём на Земле, о единстве и родстве всего живого и прекрасного. Географ – не географ без творчества и созидания. Женя – ярчайший и душевнейший пример! Он был растворён в Геофаке, а Геофак в нём. Благодаря Жене в том числе все пять лет учёбы факультет был для нас родным, теплым домом, живым, бурным, развивающимся. Женя играл и в Студенческом театре МГУ, затем стал театральным актёром. Последние 17 лет он играл в театре МОСТ. Снимался в кино. А родной факультет оставался для него домом, выпускники самых разных лет чувствовали это и любили его. Спасибо, Женя, что ты у нас был!
Закатилось ещё одно Солнце Геофака МГУ!
Ах, Евгений Иваныч в полосочку, ох, да шкиперская борода...! Прощай!

 

От АЛЕКСАНДРА МЕЛЕШКО:

Один из больших московских митингов. В толпе мелькнуло знакомое бородатое лицо и улыбка. Как то протиснулись друг к другу, обнялись, разговорились, давно не виделись... И вот уже кто-то его потерял и зовёт, и он растворяется в толпе светлых людей... А ночью, уже заполночь, резкий звонок на городской телефон. Евгений Иваныч:
"Извини, что так поздно, но не могу уснуть... Мы когда днём встретились, я с Машенькой не поздоровался, ручку не поцеловал, не спросил, как дела, а она почти рядышком стояла...
- Да ерунда, Женя, все нормально, не переживай!
- Нет, передай ей пожалуйста мои искренние извинения и обязательно приходите к нам в театр. У нас хороший спектакль вышел, и я там немного лицедействую...
- Спасибо! Все в порядке, вот и Маша тебе передает привет и желает спокойной ночи. Обязательно придем посмотреть на тебя!"...

Это наш Евгений Иваныч,.. вот такой он!
Не успели, не увидели тебя в роли Тевье...

 

Ты просил не грустить, если вдруг что, извини, дорогой, но не получается... Спокойной ночи! Обязательно встретимся снова..

 

От АРКАДИЯ ПОПОВА:  ПАМЯТИ ЖЕНИ НИКУЛИНА

Когда уходит человек, которого ты знал много лет, — сразу, после первого шока, начинают всплывать и кружиться в голове разные связанные с этим человеком воспоминания. Где и когда мы вместе что-то делали, по каким поводам собирались и веселились, кого хоронили, кого праздновали, какие пели песни.

С Женей Никулиным меня связывало много всего. Особенно с 1973 года, когда мы затеяли наши эпопеозы. Он к тому времени уже был геофаковской знаменитостью (благодаря "Сказкам старого Арбата" в театре Перловой, где сыграл одну из главных ролей). И, конечно, у нас он стал главной звездой (один Господь Бог в "Армагеддоне" чего стоит). Но он же был, между прочим, и главным мотором наших постановок, начиная с технических деталей (декорации, свет и т.п.) и кончая натаскиванием юных факультетских дарований. Он был старше и опытнее нас всех и он был столпом. Из тех, на ком всё держится.

Абсолютно безотказный человек. И редкостный экстраверт, заполнявший собой всё окрестное пространство. Он сочинял песни и всегда охотно их пел. Я относился к ним "со сдержанным скепсисом" (ибо сам грешил этим, а сочинительская ревность — страшная вещь), но он не обижался, называл меня Аркашоном. Сейчас-то я понимаю, какой я был скотиной, но ему уже не нужно моё понимание.

Он был актёром по жизни. Все мы играем какие-то роли, но не любим, чтобы окружающие об этом догадывались. А он играл открыто, его собственная жизнь для него была сценой, а окружение — зрительным залом. В его повадках, присказках, даже интонациях я иногда узнавал черты некоторых общих знакомых — он их играл, по-видимому, неосознанно, просто потому, что ему так нравилось. И глупо говорить, что это неправильно. Что наша жизнь? Игра.

Последние десятилетия его жизни были связаны с театром МОСТ. Не скажу, что это лучший театр в Москве, но Женя был там лучшим актёром: я был на некоторых спектаклях с его участием и могу это засвидетельствовать. Но я не был на его последнем спектакле, где он сыграл роль, которую все, кто её видел, считают его самой лучшей ролью — роль Тевье-молочника в "Поминальной молитве". Он неоднократно приглашал меня на "Молитву", настойчиво звал, очень огорчался моему отказу, а я всё отнекивался — "как-нибудь потом". Это "как-нибудь" будет преследовать меня до конца моих дней.

До того как поступить на геофак, он отслужил срочную на флоте, и роль бывалого моряка была одной из его любимых ролей "по жизни". Может быть, поэтому, когда я теперь пытаюсь воспроизвести в сознании какой-то самый характерный, самый запоминающийся его образ, на ум приходят вовсе не его роли в театрах. В памяти почему-то всплывает совсем другое.

За большим столом, заставленным стаканами, — ватага весёлых друзей и подруг, и во главе стола — неизменным запевалой — Евгений Иванович с гитарой:
"Однажды морем я плыла На пароходе том.
Погода чудная была, Но вдруг поднялся шторм!"

И все — хором:
"Ай-яй, туман в глазах, Кружится голова!"...

На фото: ЖЕНЯ НИКУЛИН (Господь Бог) и АРКАША ПОПОВ (Трагик). Эпопеоза "Армагеддон грядущий, или Среда, которую мы выбираем".

На изображении может находиться: 1 человек, борода, часть тела крупным планом и в помещении