Выпускники-географы о геофаке.

 
 
27.09.2012

НА РАССТОЯНИИ ВИДИТСЯ ЛУЧШЕ
Надежда ПУПЫШЕВА, главный редактор газеты «GeograpH»

«Конечно!», «С радостью!», «Пришлю в указанный срок…» — отвечали выпускники географического факультета МГУ на просьбу рассказать о студенческих годах, хотя их рабочий график зачастую не позволяет даже задуматься о мимолетном отдыхе. Для меня, как для человека, работающего с информацией, такой массово-оперативный отклик от крайне занятых людей говорил о многом. А когда были получены сами тексты ответов… но это лучше один раз увидеть, точнее прочитать.
То, что нынешними студентами факультета воспринимается как не особо нужное, спустя годы станет стратегическим и определяющим в их жизни. Как говорится, на расстоянии видится лучше. Итак, что вспоминают наши выпускники из студенческих лет в первую очередь? Что дал им географический факультет?

Роман Менделевич ВИЛЬФАНД, директор Гидрометцентра России, Заслуженный метеоролог Российской Федерации, доктор технических наук, выпускник 1971 г. кафедры метеорологии и климатологии

Студенческие годы — это счастливый период жизни, связанный с молодостью, неиссякаемой энергией. Обучение на географическом факультете придало этой шальной энергии четкую направленность, открыло двери в дальнейшую богатую событиями жизнь. Будучи студентами МГУ, мы вели совместный быт (тогда до 70% студентов были иногородними), научились по-настоящему работать. Помню, проходя полевую практику на Кавказе, я однажды проспал ночной выход на пункт наблюдения. В тот день у меня как раз был день рождения, что, безусловно, меня не оправдывает. Проспал и записал в журнал наблюдений интерполированные значения. Руководил практикой доцент Б.В. Полтараус. Он посмотрел записи в журнале, затем посмотрел на меня и спросил: «Это точные показатели?» Я, несколько смутившись, ответил: «Да». Борис Васильевич поставил мне «отлично», но после полгода со мной не разговаривал. Это была очень действенная прививка от халтуры. Запомнил этот урок на всю жизнь. Недавно ушел из жизни Н.Ф. Вельтищев — потрясающий ученый, главный научный сотрудник Гидрометцентра. Мы с ним встретились в 1969 году. Я тогда поехал в рамках студенческой практики на Таймыр, в горы Путорана. Нам нужно было добраться на гидроплане до определенного озера. Стартовали от устья Енисея. Летели часа три. Когда самолет ушел обратно, за руководителями экспедиции, началась непогода. Начальство далеко, указаний нет. Мы день гуляли, рыбу ловили, купались. Вдруг слышим какие-то непонятные звуки — это Николай Федорович начал устанавливать мачту для метеонаблюдений, стал вести дневник. Через три часа весь лагерь преобразовался! Это был пример, как без митингов, без массовых акций, один человек в образованном обществе может изменить ситуацию.
Географическое образование уникально своей комплексностью. Оно как формирует образное мышление, так и учит анализировать большие объемы информации. То есть человек развивается разносторонне, оба полушария его мозга работают эффективно. Мое теплое отношение к факультету не угасает до сих пор.
За себя говорит хотя бы тот факт, что меня до сих пор тянет в университет. Стараюсь бывать в МГУ каждую неделю. Часто мне приходится слышать, что многие люди метеозависимы. С моей точки зрения, эта зависимость – больше психологического толка. Да, погода может влиять на физическое состояние человека при резком изменении давления. Но вот парадокс: при подъеме на лифтах на географический факультет или в Музей землеведения МГУ (а это 17−24 этажи Главного здания!) происходит перепад давления на 12−13 гПа, то есть примерно на 10 мм. Преподаватели ежедневно пользуются лифтами. И я еще ни разу не слышал, чтобы они жаловались при этом на плохое самочувствие из-за таких перепадов давления. Они этого не ощущают: живут, делятся опытом и знаниями, заряжают энергией подопечных!
Прошло более 45 лет со времени моего поступления на факультет, и, тем не менее, мы с одногруппниками продолжаем поддерживать теплые отношения. К примеру, в мае 2011 года 3/4 выпускников 1971 года гидрометпотока встретились на месте первой практики в Красновидово. И учеба, и жизнь на геофаке заложили крепкую дружбу, которая не угасает с годами.

Евгений Сергеевич ШАГАРИН, глава Московского представительства международной «риск-консалтинговой» фирмы «Кролл Ассошиэйтс Ю-Кей Лимитед», выпускник 1976 г. кафедры экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран

В памяти оживают в первую очередь полевые практики. На первом курсе — Красновидово и Бахчисарай, удивительное ощущение свободы, впервые обретенное после школьных лет. На втором курсе — Сатино, сказочное слияние с фантастической природой средней полосы (земляника, восходы−закаты, запретные ночные гуляния на пойме). На третьем курсе — автобусная «дальняя практика», в ходе которой мы исколесили всю европейскую часть тогда еще Советского Союза — от Тулы и КМА до Закарпатья, от Бреста до Литвы и Калининграда. Именно тогда мы четко осознали, КАК и КЕМ создается национальное благосостояние страны, НАСКОЛЬКО богата она природными ресурсами и удивительно красивыми и правильными людьми. Конечно, не могу не вспомнить «зарубежную практику» 4-го курса — первый в жизни выезд ЗА РУБЕЖ, в тогдашнюю «витрину» социализма, ГДР.
Именно геофаковское образование и университетские преподаватели обогатили нас энциклопедическими знаниями, широтой взглядов, комплексностью восприятия реальности, умением аргументированно отстаивать свою точку зрения — идет ли речь о справедливости политического устройства страны или о местонахождении Баб-эль-Мандебского пролива. А самое главное, геофак дал нам чувство свободы и ощущение простора (в самом широком смысле этого слова).
Даже удивительно сейчас, насколько полезным оказалось географическое образование. Больше 35 лет прошло, а приобретенные тогда знания остаются свежими и востребованными сейчас. Уверен, что без географического образования мне не удалось бы добиться того, чего я достиг к сегодняшнему дню.
Самые близкие друзья, с которыми с превеликим удовольствием (и пользой! — надеюсь, взаимной!) общаюсь поныне, — это друзья, с которыми мы учились в университете.
Одним словом, ДА ЗДРАВСТВУЕТ ГЕОФАК МГУ, дающий самое высокое в мире (в том числе в плане этажности!) высшее образование всем, кто имел счастье на него поступить и достойно на нем проучиться!

Ольга ГЕРШЕНЗОН, вице-президент инженерно-технологического центра «СКАНЭКС», выпускница 1983 г. кафедры метеорологии и климатологии

Я была в восторге от процесса обучения все пять лет, начиная с потрясающе интересных лекций по экономгеографии профессора Ю.Г. Саушкина, захватывающих лекций по почвоведению и открытия юрских глин на практике в Сатино. Все было настолько интересно, что выбор одной кафедры казался невозможным. Меня в частности увлекало почвоведение, но мой муж был против, так как предполагалось много экспедиций. Практика по метеорологии в Сатино, которую вел Евгений Константинович Семенов с присущим ему энтузиазмом, стала «последней каплей». После я выбрала кафедру метеорологии, что, по сути, означало погружение в физику атмосферы, гидродинамику и даже математический анализ.
Выбор темы курсовой работы на третьем курсе, связанной с выявлением зависимости состояния новорожденных от погоды, окончательно определил мою судьбу, и я с восторгом погрузилась в биометеорологию, пока у меня не появились собственные дети. Уверена, что мое образование определило во многом авантюрный романтизм всех моих начинаний.

Игорь Николаевич РЫЖОВ, к.г-м. н, аналитик Экологического рейтингового агентства Интерфакс-ЭРА, эксперт проектов ПРООН/ГЭФ, лауреат премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды, выпускник 1977 г. кафедры геоморфологии

Из студенческих лет вспоминается первая полевая практика в Сатино, особенно работа с геодезическими приборами (до сих пор помню инвентарный номер своего теодолита). Свежи в памяти яркие лекции для всего курса по геологии (Горшков), картографии (Салищев), гляциологии (Тушинский), экономгеографии(Саушкин).
Географический факультет научил нас самостоятельно добывать информацию, критически ее анализировать, мыслить при необходимости альтернативно. Дал возможность посетить интересные места своей страны и привил желание увидеть и понять остальной мир, насколько позволят время, деньги и здоровье.
Появилось, пусть и не сразу, понимание того, как устроен этот мир, по каким законам развивается природа и общество. Пришло (или приходит?) осознание своего места на Земле и пределов возможностей человека (весьма ограниченных).

Андрей Борисович ШМАКИН, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН, член-корреспондент РАН, выпускник 1983 г. кафедры метеорологии и климатологии

Самое яркое воспоминание из студенчества — полевые практики, экспедиции НСО. В моем случае это Сатино, Южный берег Крыма, Байкал, Приэльбрусье и Хибины. Самое глубокое — учеба как таковая, работа над курсовыми и дипломной работами. До сих пор не забылись выразительные фразы преподавателей и некоторые их наставления. Самое позитивное — дружба с университетскими ребятами, только крепнущая со временем. Выступления А. Иващенко и Г. Васильева, а также приглашенных (В. Высоцкого, А. Макаревича и др.). Начало того, что привело меня к созданию семьи (мы с женой — однокурсники).
Что дал геофак? Очень много. Основу профессиональной подготовки и способность взаимодействовать с разными людьми. Способность глубоко вникать в предмет и рассматривать его с разных сторон. Жажду познания. И кое-что из «необязательного», но крайне важного: например, понимание того, как всё (вообще всё) относительно в этом мире; способность обходиться малым; умение действовать «в интересах команды». Наконец, диплом: выпускник МГУ — лучшая рекомендация.
Географическое образование для меня продолжается и по сей день.

Константин Алексеевич САМОХИН, начальник отдела туристической компании «СОДИС», выпускник 2002 г. кафедры географии мирового хозяйства

Говоря о факультете, вспоминаю в первую очередь стены и дух университета, особую атмосферу общения близких друг другу по интересам людей. Конечно, невозможно забыть наши замечательные студенческие практики. Теодолит в Сатино, жара в Сочи, свинцовая крышка реактора Смоленской АЭС и т. д. Много всего было, и вспоминать теперь это очень приятно.
Кто-то может со мной не согласиться, но лично я считаю, что работаю по специальности. Без географического, то есть комплексного подхода к познанию окружающего мира я бы попросту не справился со своей работой. Номенклатура и условные знаки топографических карт, дешифрирование спутниковых снимков, гидрологические режимы рек, метеорология, самые разные аспекты биогеографии — по всем эти областям полученные и накопленные знания я применяю практически ежедневно. К моей большой радости, география и сегодня в большой степени присутствует в моей жизни.

Интервью выпускников взяты из газеты «GeograpH» № 18, сентябрь 2012 г.